Откровенно о раннем детском развитии

Сегодня тема раннего детского развития интересует не только новоиспеченных мамочек, но даже беременных женщин, которые взахлеб читают отзывы об очередном наборе юного вундеркинда. Хотелось бы сразу объяснить мою позицию: я не против раннего развития, но зачем же обязательно «прокачивать» мозг ребеночка с самого рождения карточками Домана? Сегодня я попытаюсь найти ответ на вопрос «необходимо ли ранее развитие?»
раннее детское развитие

Минусы раннего развития

Сразу хотелось бы сказать о минусах методик по раннему развитию, о которых я узнала будучи беременной.

  • Сильная нагрузка на несформированную нервную систему малыша. Увы, занятия, предлагаемые большинством систем раннего развития абсолютно не соответствуют возрасту младенца. В его возрасте нужно играть в «ку-ку» да рассматривать мобиль над кроваткой, а вы ему карточки со словами предлагаете. Как результат, через несколько лет у ребенка может возникнуть энурез или заикание. А уже до года – нарушения сна и нервный тик.
  • Неправильная последовательность развития. Мозг детей устроен так, что изначально созревают области отвечающие за дыхание и пищеварения, затем – за участки двигательной активности. И лишь после этого – зоны, способствующие восприятию информации и контролю собственных эмоций малыша.
  • Несформированность лобных отделов мозга. Связанные с этой проблемой нарушения вы заметите не сразу. Первые проявления – вялость и медлительность на уроках, несвязная речь.

Я лично знаю киевского мальчика, закончившего школу экстерном и с успехом поступившего в университет. Однажды он мне признался, что хоть такая жизнь ему и нравится, но свое детство он ненавидел. "Вместо того, чтобы посидеть рядом с родителями перед телевизором, мне необходимо было бежать на первый этаж к соседке на урок английского", - с грустью вспоминает Андрей.
раннее детское развитие

Как все начиналось

Большинство систем раннего интеллектуального развития были разработаны для обучения проблемных детей, у которых имеются серьезные заболевания. Если противопоказаний (например, учащенных приступов эпилепсии) не было, то можно было начинать заниматься.

В работе с "детишками солнца" многие методики давали очень хорошие результаты. Но стоит понять, что цели родителей были вовсе не в том, чтобы напичкать новорожденного с пеленок знаниями. В их случае обучающие занятия давали толчок для развития умственных и логических способностей.

Система Монтессори так же полезна и для детишек с задержкой моторного развития. Работа по данной системе задействует мелкую и крупную моторику. Здоровому младенцу это абсолютно не нужно!
раннее детское развитие

А кому же это нужно?

Фраза, случайно выскользнувшая из уст японца: «После трех лет поздно», разлетелась по всему миру. Наиболее предприимчивым гуру удалось хорошо на ней заработать.

Например, серия книг Глена Домана моментально была продана, а попав к нам в переводе - превратилась в болезнь. Да, помешательство на раннем развитии, по-другому и не назовешь. Как грибы после дождя начали размножаться развивающие центры для детишек.

Заходя на сайты с игрушками и материалами для раннего детского развития, у меня сразу же отпадает вопрос о том, кому это выгодно. Баснословные цены на пособия Монтессори или другие дидактические материалы заставляют задуматься о том, действительно ли нашим детям нужно это пресловутое раннее развитие с пеленок?

Как по мне, ребенку до полугодовалого возраста достаточно тактильного контакта с мамой, ее молока, зарядки с массажем и пальчиковых игр. На этом все развитие и заканчивается.

Нет, ну сами подумайте: зачем новорожденному показывать карточки Домана, если он практически все время спит? А эти несколько часов бодрствования лучше провести вместе: вынесите кроху подышать свежим воздухом на балкон или во двор, спойте ему колыбельную или прочтите несколько страниц из книжки со сказками (пусть младенец привыкает к голосам родителей).
раннее детское развитие

Развитие малыша

Но это не значит, что здоровой крохе не нужно развитие. Все должно быть в меру. С рождения можно проводить дочке или сыну уроки речи (раздевая проговаривать все части тела, давать характеристику окружающим предметам (розовый шарик, зеленая колючая елка). Не молчите, а постоянно общайтесь с ребенком. Это позволит малышу немного раньше заговорить. Но не делайте это главной целью жизни.

Как только желание научить говорить малыша превращается в идею-фикс, так сразу и начинаются проблемы. Какая разница, что соседский мальчик в 9 месяцев говорит? Пора избавляться от этой нездоровой конкуренции. Ведь от нашего взрослого желания всех вокруг «переплюнуть» страдают дети!

Главное, попытайтесь избавиться от мысли, что ребенок должен читать, считать и декламировать стихи в 3 года! Раннее детское развитие может быть умеренным. Малыш никому и ничего не должен. Он развивается в своем темпе и лишняя спешка ему ни к чему.
раннее детское развитие

Как вы оцените данный материал?
Автор: