Сегодня тема раннего детского развития интересует не только новоиспеченных мамочек, но даже беременных женщин, которые взахлеб читают отзывы об очередном наборе юного вундеркинда. Хотелось бы сразу объяснить мою позицию: я не против раннего развития, но зачем же обязательно «прокачивать» мозг ребеночка с самого рождения карточками Домана? Сегодня я попытаюсь найти ответ на вопрос «необходимо ли ранее развитие?»
Минусы раннего развития
Сразу хотелось бы сказать о минусах методик по раннему развитию, о которых я узнала будучи беременной.
- Сильная нагрузка на несформированную нервную систему малыша. Увы, занятия, предлагаемые большинством систем раннего развития абсолютно не соответствуют возрасту младенца. В его возрасте нужно играть в «ку-ку» да рассматривать мобиль над кроваткой, а вы ему карточки со словами предлагаете. Как результат, через несколько лет у ребенка может возникнуть энурез или заикание. А уже до года – нарушения сна и нервный тик.
- Неправильная последовательность развития. Мозг детей устроен так, что изначально созревают области отвечающие за дыхание и пищеварения, затем – за участки двигательной активности. И лишь после этого – зоны, способствующие восприятию информации и контролю собственных эмоций малыша.
- Несформированность лобных отделов мозга. Связанные с этой проблемой нарушения вы заметите не сразу. Первые проявления – вялость и медлительность на уроках, несвязная речь.
Я лично знаю киевского мальчика, закончившего школу экстерном и с успехом поступившего в университет. Однажды он мне признался, что хоть такая жизнь ему и нравится, но свое детство он ненавидел. "Вместо того, чтобы посидеть рядом с родителями перед телевизором, мне необходимо было бежать на первый этаж к соседке на урок английского", - с грустью вспоминает Андрей.
Как все начиналось
Большинство систем раннего интеллектуального развития были разработаны для обучения проблемных детей, у которых имеются серьезные заболевания. Если противопоказаний (например, учащенных приступов эпилепсии) не было, то можно было начинать заниматься.
В работе с "детишками солнца" многие методики давали очень хорошие результаты. Но стоит понять, что цели родителей были вовсе не в том, чтобы напичкать новорожденного с пеленок знаниями. В их случае обучающие занятия давали толчок для развития умственных и логических способностей.
Система Монтессори так же полезна и для детишек с задержкой моторного развития. Работа по данной системе задействует мелкую и крупную моторику. Здоровому младенцу это абсолютно не нужно!
А кому же это нужно?
Фраза, случайно выскользнувшая из уст японца: «После трех лет поздно», разлетелась по всему миру. Наиболее предприимчивым гуру удалось хорошо на ней заработать.
Например, серия книг Глена Домана моментально была продана, а попав к нам в переводе - превратилась в болезнь. Да, помешательство на раннем развитии, по-другому и не назовешь. Как грибы после дождя начали размножаться развивающие центры для детишек.
Заходя на сайты с игрушками и материалами для раннего детского развития, у меня сразу же отпадает вопрос о том, кому это выгодно. Баснословные цены на пособия Монтессори или другие дидактические материалы заставляют задуматься о том, действительно ли нашим детям нужно это пресловутое раннее развитие с пеленок?
Как по мне, ребенку до полугодовалого возраста достаточно тактильного контакта с мамой, ее молока, зарядки с массажем и пальчиковых игр. На этом все развитие и заканчивается.
Нет, ну сами подумайте: зачем новорожденному показывать карточки Домана, если он практически все время спит? А эти несколько часов бодрствования лучше провести вместе: вынесите кроху подышать свежим воздухом на балкон или во двор, спойте ему колыбельную или прочтите несколько страниц из книжки со сказками (пусть младенец привыкает к голосам родителей).
Развитие малыша
Но это не значит, что здоровой крохе не нужно развитие. Все должно быть в меру. С рождения можно проводить дочке или сыну уроки речи (раздевая проговаривать все части тела, давать характеристику окружающим предметам (розовый шарик, зеленая колючая елка). Не молчите, а постоянно общайтесь с ребенком. Это позволит малышу немного раньше заговорить. Но не делайте это главной целью жизни.
Как только желание научить говорить малыша превращается в идею-фикс, так сразу и начинаются проблемы. Какая разница, что соседский мальчик в 9 месяцев говорит? Пора избавляться от этой нездоровой конкуренции. Ведь от нашего взрослого желания всех вокруг «переплюнуть» страдают дети!
Главное, попытайтесь избавиться от мысли, что ребенок должен читать, считать и декламировать стихи в 3 года! Раннее детское развитие может быть умеренным. Малыш никому и ничего не должен. Он развивается в своем темпе и лишняя спешка ему ни к чему.
Мы работаем для вас, и нам важно ваше мнение!